Лечение патологической сонливости и гиперсомнии

Патологическая сонливость, или Гиперсомния – значительное увеличение продолжительности процесса сна и сонное состояние после пробуждения в течение бодрствования. Данное состояние может появляться как вследствие чрезмерной умственной или физической нагрузки, употребления определённых лекарств, стрессовых ситуаций, так и по причине психических или физических заболеваний. Чтобы установить, какой характер имеет гиперсомния в конкретном случае, необходимо проконсультироваться с врачом и проанализировать обстоятельства, при которых человек впал в паталогическую сонливость.

1. Продолжительность ночного сна более 10-ти часов.
  2. Перманентная или регулярная сонливость в течение дня.
  3. Недосыпание даже после дневного отдыха.
  4. Долгий процесс отхода ото сна.
  5. Заторможенность после пробуждения.
  6. Состояние, схожее с алкогольным опьянением.
  7. Засыпание в неожиданных местах и ситуациях.
  8. Состояние «Ложного» сна: человек до нескольких дней пребывает в положении лёжа с закрытыми глазами, будто имитируя сон.
  9. Впадение в «Летаргический сон».

Причины

В случае отсутствия психических и физиологических нарушений патологическая сонливость может возникнуть по следующим причинам:

1. Долгий период недосыпания, неправильный режим сна.
  2. Чрезмерная нагрузка на работе, учёбе и других активностях.
  3. Пережитый стресс и реакция организма на него.
  4. Приём определённых лекарственных препаратов (транквилизаторы, нейролептики, противоаллергические препараты, гипогликемические и гипотензивные препараты).
  5. Магнитные бури.
  6. Снежная или дождливая погода.
  7. Смена часовых поясов.
  8. Обильный приём пищи.
  9. Сезонный авитаминоз.
  10. Восстановление после перенесения тяжёлых для организма заболеваний.
  11. Недостаток кислорода в помещении.
  12. Недостаток солнечного света (осенне-зимний сезон).

Патогенными факторами развития гиперсомнии могут быть:

1. Травмы головного мозга.
  2. Органические повреждения головного мозга.
  3. Нарколепсия.
  4. Катаплекия.
  5. Психические нарушения (шизофрения, депрессия и т. д.).
  6. Соматические заболевания (диабетические заболевания, гепатит и т. д.).
  7. Низкое давление

В случае, когда паталогическая сонливость возникает беспричинно, принято говорить об идиопатической гиперсомнии.

Последствия

Гиперсомния опасна для человека не непосредственно симптомами, а оказываемым на организм эффектом слабости и заторможенности. При данном состоянии человек рискует попасть в чрезвычайную ситуацию, требующую незамедлительного реагирования (на рабочем месте, на дороге во время вождения транспортного средства и т. д.).

Профилактика

1. Соблюдение режима сна и бодрствования, продолжительность сна – не менее 7-8 часов в сутки, отход ко сну и пробуждение в одно и то же время.
  2. Избегание взаимодействия со следующими вещами перед отходом ко сну: кофеин, алкоголь, никотин, синий свет от экранов гаджетов, шум, высокая температура в помещении.
  3. Своевременное обращение в клинику при наличии сопутствующих патологий или факторов риска, которые могут вызывать гиперсомнию, таких как нарушения сна, неврологические или психические расстройства, лекарственное воздействие.
  4. Прохождение регулярных медосмотров и обследований для своевременной диагностики и лечения патологии.
  5. Внимательность к собственному психическому состоянию, избегание стресса, конфликтных ситуаций, переутомления.
  6. Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Лечение

К методам самостоятельного устранения гиперсомнии относятся корректировка режима сна и бодрствования, профилактика недосыпов, правильное распределение нагрузки в работе, учёбе и бытовых делах, профилактика стресса, развитие стрессоустойчивости, исключение работы вечером и ночью, засыпание в одно и то же время ежедневно, включение в режим сна один-два дневных отдыха, отказ от высококалорийной пищи и алкогольной продукции, приём пищи за несколько часов до сна.

В случае установления какого-либо диагноза необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью. В методы лечения паталогической сонливости входят медикаментозная терапия и сессии с психологом. Занятия с психотерапевтом могут проводиться индивидуально или в группах. Преимуществом групповых сессий является взаимная поддержка участников. Индивидуальная же терапия подходит людям, желающим работать над проблемой в условиях конфиденциальности. Клиника Наркология Психиатрия в Москве готова помочь справиться с симптомами гиперсомнии. В результате лечения паталогическая сонливость прекратится, и человек будет снова ощущать себя бодрым и в меру энергичным всё время бодрствования.

Лечение патологической сонливости

Психотерапевтическое консультирование: