Лечение никотиновой зависимости

Никотиновая зависимость – вид зависимости, возникающий на основе регулярного потребления никотина, т. е. курения.

Зависимость от курения сигарет формируется в короткие сроки в зависимости от индивидуальных условий организма. Последствия систематического курения проявляются в виде ухудшения функционирования многих систем организма (дыхательная система, ЖКТ, сердечно-сосудистая система и т. д.).

Определить наличие зависимости от никотина можно по следующим признакам:

1. Человеку не удаётся завязать с привычкой курить сигареты после нескольких попыток.
  2. Во время воздержания от курения человек ощущает слабость, снижение трудоспособности, рассеянность, злость, расстройство пищеварительных функций, уныние, неконтролируемый аппетит.
  3. Желая перестать употреблять никотиновую продукцию, человек не в силах отказаться от сигарет.
  4. Человек старается прекратить деятельность, в условиях которой курение запрещено, избегает взаимодействия с людьми, не переносящими никотин.
  5. Появляется характерный кашель курильщика.

Стадии формирования зависимости

1. Знакомые курильщику неприятные симптомы в виде кашля, тошноты и потливости при употреблении никотина прекращаются, человек начинает ощущать благотворное влияние сигарет: настроение становится приподнятым, стресс перестаёт сильно беспокоить. Развивается толерантность к никотиновой продукции, хочется курить всё больше и сильнее. Человек ощущает, что начал курить больше, чем раньше. Курение входит в его повседневную жизнь и продолжается во время выполнения бытовых дел. Этап может продолжаться от 2-х до 5-ти лет.
  2. Появляется синдром отмены – при длительном отказе от курения человек чувствует себя плохо. Он подстраивается под собственную привычку и может поменять планы ради курения. Обходиться без сигарет человеку удаётся недолго. Этап быстро заканчивается, и зависимость перетекает в следующий.
  3. У человека возникает постоянное желание курить. Доза никотина становится всё больше, и в итоге зависимый может выкуривать от нескольких сигарет до пачек за один день. Отвыкнуть от курения становится трудно. Данный этап длится индивидуально у каждого человека.

Последствия

Влияние никотина на физическое и психическое здоровье человека губительное. Нарушается работа органов дыхательной системы, сердца и почек; возникает риск появления тромбов в крови. Органы пищеварения также подвергаются вредному воздействию: замедляется процесс расщепления пищеварительных ферментов; появляются такие патологии, как гастрит, язва желудка, колит и т. д. Лёгкие находятся в крайне уязвимом положении; появляется астма, ларингит, трахеит и т. д. В острой ситуации есть риск развития рака лёгких. Курение во время беременности чревато патологиями плода и даже выкидышем.

Психическое здоровье также ухудшается. Появляется раздражительность на внешние обстоятельства, безразличие к происходящим событиям, головная боль, нарушается режим сна, возникает усталость, ухудшается память, энергии на выполнение повседневных обязанностей становится всё меньше.

Также табачный дым вредоносно воздействует на окружающих людей. Находясь рядом с курящим, они вдыхают его ингаляционным путём и находятся под риском заболевания.

К самостоятельным методам лечения никотиновой зависимости относятся:

1. Отказываться от курения при тяжелой форме зависимости рекомендуется постепенно, уменьшая количество выкуренных сигарет ежедневно. Это снизит проявления синдрома отмены.
  2. В качестве замены сигарет можно употреблять конфеты, жевательную резинку.
  3. Можно использовать игрушки-антистресс в качестве отвлекающего маневра.
  4. Популярностью пользуются никотиносодержащие препараты – пластыри, пастилки для рассасывания и другие.
  5. Работа над собой должна быть планомерной. Стоит воздержаться от самоосуждения при срыве после попытки бросить и двигаться дальше.
  6. Стоит избегать курящих людей и, при возможности, просить курящих близких и знакомых не раскуривать сигареты при совместном времяпровождении.

Для назначения рационального лечения зависимости при отказе от курения следует обратиться ко врачу. Он назначит пациенту рефлексотерапию, лекарственные препараты, когнитивно-поведенческую терапию, терапию посредством гипноза и сессии с психотерапевтом. Занятия с психотерапевтом могут проводиться индивидуально или в группах. Преимуществом групповых сессий является взаимная поддержка участников. Индивидуальная же терапия подходит людям, желающим работать над проблемой в условиях конфиденциальности. Также эффективным средством для отказа от зависимости является никотин-заместительная  терапия, включающая применение жевательных резинок, аэрозолей и пластырей, содержащих никотин. После применения данных средств в течение некоторого времени тяга к курению исчезает. Клиника Наркология Психиатрия в Москве предлагает свои услуги по лечению симптомов никотиновой ломки. В результате человек освобождается от пагубной зависимости и возвращается к здоровому образу жизни.

Лечение никотиновой зависимости

• Диагностика общего состояния