Лечение умственной отсталости

Интеллектуальные нарушения или умственная отсталость — это органическое поражение головного мозга, приводящее к нарушению развитию психических процессов. У ребенка страдает память, мышление, речь, восприятие, внимательность. В отличие от задержки психического развития умственная отсталость остается на всю жизнь. Нарушение может быть врожденным и приобретенным.

Врожденная умственная отсталость

В данную группу входят дети у которых нарушение развилось внутриутробно, в период родов или в первые годы жизни. Очень редко поражение является сопутствующим симптомом. Например, умственная отсталость может развиваться на фоне эпилепсии или шизофрении.

К интеллектуальным нарушениям относят состояния, которые характеризуются стойким и необратимым изменением познавательной деятельности.

Умственная отсталость бывает четырех видов:

• легкая;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Между собой формы различаются по уровню IQ. При легком типе у ребенка отмечается развитие интеллекта на уровне 50-69 IQ. У здорового человека показатель равняется 70 и выше IQ. В некоторых случаях врачи могут отмечать пограничное нарушение. В этом случае умственная отсталость не так сильно выражена.

При врожденных интеллектуальных нарушениях проблемы заметны в первый год жизни ребенка. Основные признаки — отставания в развитии мелкой моторики и недостаточностью эмоциональной сферы. Например, ребенок может быть слишком возбудимым или очень заторможенным. Рефлексы могут появляться поздно или быть слабым. Так, с рождения должна быть цепкая хватка. Младенец будет удерживать в ладошке любой предмет. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

Ближе к трем годам становятся видны нарушения игровой деятельности. При умственной отсталости ребенок предпочитает подвижные игры. Деятельность отличается стереотипностью и подражательностью. Сюжетно-ролевые игры наполнены бытовыми сюжетами. При интеллектуальных нарушениях ребенок не в состоянии освоить правила игр.

Ярче всего умственная отсталость проявляется в школьном возрасте. У ребенка наблюдаются сложности с дисциплинированностью, освоением новых навыков, сосредоточенностью. Освоить школьную программу ребенок не сможет.

Приобретенная умственная отсталость

В отличие от врожденной формы приобретенная развивается у здорового человека. У детей старше трех лет нарушения интеллекта появляются после травм или некоторых болезней. Все сформированные к этому моменту психические функции пропадают. Интеллектуальный дефект имеет необратимую природу. При приобретенной форме отмечается сохранность отдельных функций.

Выделяют три типа нарушения. Органический вид развивается из-за поражения головного мозга. Например, вследствие инфекции или травмы. Эпилептическая форма появляется как осложнение эпилепсии. Помимо проблем с мышлением отмечаются серьезные проблемы с эмоционально-волевой сферой. Шизофреническая форма развивается при неблагоприятном течении шизофрении. Сопровождается серьезным снижением когнитивных способностей.

Деменция характеризуется снижением настроения, изменением поведения, нарушениями мыслительной деятельности. Иногда перемены наступают постепенно и близкие люди долго не замечают их. Вопреки стереотипам приобретенная умственная отсталость развивается не только у пожилых людей.

Признаки умственной отсталости

Интеллектуальные нарушения проявляются комплексом симптомов. В раннем возрасте они не всегда ярко выражены. Главный признак — задержка в развитии. Например, ребенок поздно начинает ползать, с трудом ходит, не говорит в 1 год простые фразы. Подобные признаки бывают и при других нарушениях. Поэтому важна диагностика и помощь специалиста.

Ярче всего заметна глубокая и тяжелая умственная отсталость. При этих нарушениях ребенок вовсе не способен к осмысленной деятельности. В том числе к использованию отдельных звуков в качестве слов.

Легкая степень умственной отсталости проявляется в сложностях в освоении чтении, письма. Такие дети не понимают абстрактных выражений, с трудом считают и очень медленно усваивают информацию. Им требуется многократное повторение.

Деменция может проявляться не только познавательными нарушениями. Например, при эпилептической форме отмечается злопамятность и мстительность. Человек плохо помнит обычные события и отлично те, что касаются его жизни.

Причины развития

Часто умственная отсталость является следствием генетических мутаций. Далеко не все они связаны с синдромом Дауна. Другая причина —  внутриутробные инфекции. Некоторые хронические болезни матери, например, диабет могут приводить к нарушениям в формировании плода.

Разные вещества негативно воздействуют на ребенка. Это алкоголь, наркотики, некоторые лекарства. Определенные факторы типа ионизирующего излучения тоже иногда приводят к развитию умственной отсталости.

Интеллектуальные нарушения могут развиваться в родах. Например, в длительный безводный период развивается гипоксия — кислородное голодание. Из-за этого клетки головного мозга буквально умирают. Чем дольше длилось кислородное голодание, тем серьезнее степень умственной отсталости.

В первый год жизни опасные любые инфекционные заболевания. В частности энцефалит, менингит. Травмы головы тоже имеют непредсказуемые последствия.

Приобретенное нарушение интеллекта развивается после инфекционных болезней, инсультов, токсических поражений. Нередко это следствие травм головного мозга. Некоторые психиатры придерживаются мнения, что после 70 лет деменция естественное развитие событий. Ресурсы организма истощаются и нервная система не может функционировать нормально.

Лечение

Симптоматическое лечение умственной отсталости проводится при выявлении причины развития нарушения. Если это инфекционная болезнь, то назначают антибиотики, при проблемах с метаболизмом типа фенилкетонурии используют диетотерапию. Лекарства могут назначаться для подавления агрессии, снятии эмоциональной лабильности, подавления извращенческих влечений.

Основное направление работы — это адаптация в обществе. Есть специальные методики, которые помогают обучать лиц с нарушениями интеллекта простым действиям. При легкой и средней форме умственной отсталости возможно освоение некоторых профессии.

Если нужна консультация врача, то позвоните нам и запишитесь на прием.

Лечение умственной отсталости

• Диагностика и оценка: первоначальная оценка уровня умственной отсталости и индивидуальных потребностей пациента для разработки наиболее подходящего плана лечения и поддержки.
  • Разработка индивидуального образовательного плана: создание индивидуальной программы обучения и развития, которая учитывает специфические потребности и способности пациента.
  • Специализированные образовательные и реабилитационные программы: проведение занятий с педагогами, психологами и специалистами по реабилитации для развития когнитивных и социальных навыков.
  • Медицинская поддержка: обеспечение медицинской помощи и медикаментозного лечения при сопутствующих медицинских проблемах.
  • Терапия и психологическая поддержка: проведение индивидуальных и групповых терапевтических сессий для развития навыков общения, адаптации и справления в различных ситуациях.
  • Социальная поддержка: поддержка в обучении навыкам самообслуживания, социальной адаптации и интеграции в общество.
  • Поддержка семьи: обучение родителей и близких методам общения и поддержки члена семьи с умственной отсталостью.
  • Мониторинг и реабилитация на протяжении всей жизни: постоянная поддержка и мониторинг состояния пациента, а также коррекция программы в зависимости от изменяющихся потребностей.

Курс лечения умственной отсталости

от 7000 руб